Для начала надо сказать, что за последние два года тараканы покинули не только Челябинск и Екатеринбург. Исчезли они и из Красноярска, Улан-Удэ, Ставрополя, Ульяновска, Владивостока, Благовещенска, Иркутска, Саратова, Самары, Тольятти, Уфы, Перми, Геленджика, Тобольска, Старого Оскола… Наверняка этот перечень неполный.
Долгие годы горожане тратили огромные деньги на борьбу с «усатым зверем», но тот лишь благодарно поедал присыпки и дорогие гели и продолжал плодиться. Казалось, что химикаты только укрепляют их и без того устойчивый боевой дух. И вдруг как отрезало. Причём опустели не только обработанные по последнему слову химии квартиры, но даже больницы, студенческие общаги, продовольственные склады и медвытрезвители — традиционно самые любимые места обитания тараканов. Усатые полчища исчезли тихо, будто их и не было вовсе.
В исчезновении тараканов люди видят таинственный знак
Первыми исчезновение кормильцев заметили бизнесмены-тараканщики. Предприниматели, прежде наживавшие целые состояния на обработке квартир, в отчаянии заламывали руки. Специалисты муниципальных центров дезинфекции также остались не у дел. Наконец, забеспокоились и простые горожане. В народе стали поговаривать, что во внезапном тараканьем исходе есть некий таинственный знак.
В среде домохозяек сегодня популярна теория о том, что тараканы, как и крысы, бегут с тонущего корабля. Якобы у них есть дар за версту чувствовать войны, землетрясения и экологические катастрофы. Старожилы вспоминают, что однажды тараканы толпами уходили в леса в конце 30-х годов прошлого века, а потом началась Вторая мировая. Паникёры объясняют всё действием радиации, загрязнением окружающей среды и озоновыми дырами. Более рассудительные говорят о скудном рационе питания жителей регионов — дескать, даже «стасики» не выдержали и подались в хлебные края. А кто-то и вовсе полагает, что была проведена секретная биологическая операция с использованием специально выведенного вируса иммунодефицита — «тараканьего СПИДа». Корреспонденту «Версии» довелось выслушивать и экзотические мнения: прусаков испугало возрастающее число церквей. Существует поверье, что звон больших церковных колоколов и маленьких колокольчиков отпугивает всякую чертовщину, нечисть, а заодно с ними, стало быть, и тараканов.
Учёные не знают причин «великого исхода»
Примечательно, что и у энтомологов нет единого мнения о происходящем. Исход списывают на вредные производства, имеющиеся поблизости: в одной области — металлургический комбинат, в другой — полигон по утилизации боеприпасов, в третьей — ещё что-нибудь. Например, красноярские учёные связывают исчезновение тараканов с химическим отравлением атмосферы. Местные предприятия кроме бензопирена выбрасывают в воздух и множество диоксинов. Эти элементы мало изучены и свойства их практически неизвестны. Вполне возможно, считают специалисты, в Красноярске появилась новая форма этого губительного для насекомых вещества.
В Ульяновске причиной исчезновения тараканов энтомологи считают плохое отопление квартир. Насекомым комфортно, только когда температура воздуха не ниже 18 градусов тепла, а с отоплением в городе регулярные перебои. Это привело к тому, что «усачи» перестали размножаться и в конце концов простились с родиной Ильича навсегда. Уход тараканов, считают в Ульяновске, единственное, что сделано энергетиками на пользу людям. Недавно там, в парке имени Свердлова, даже прошла необычная общественная акция «Похороны Стасика». Её участники зарыли в землю труп «последнего» таракана и призвали власти улучшить качество отопления.
Жители подмосковного посёлка Бахчиванджи (Щёлково-4), расположенного в непосредственной близости от военного аэродрома Чкаловский, считают, что тараканов извёл керосин. За несколько десятков лет из-за течи старых, давно проржавевших трубопроводов под землёй образовалось целое «керосиновое озеро». Когда весной начался паводок, вода из озера прорвала грунт в подвалах многоквартирных домов.
В Саратове бытует мнение, что виной всему работа завода по уничтожению химического оружия в посёлке Горном. Вроде бы прусаки почуяли нездоровые испарения и потому убрались из жилых массивов. Власти, в свою очередь, утверждают: главным доказательством непричастности завода к исчезновению тараканов является тот факт, что маленькие кукарачи обитают на самом предприятии и прекрасно себя там чувствуют. «Мне кажется, завод ни при чём, — считает Валерий Белов, заместитель председателя областного Комитета государственного экологического контроля и природопользования. — Просто повысилась общая культура нашего быта, вот и меньше стало домашних насекомых». С ним согласен и профессор, заведующий кафедрой генетики Саратовского государственного университета Валерий Тырнов: «Да, тараканов не стало, но я не думаю, что это связано с уничтожением химического оружия. Ведь эти твари, как известно, и радиацию хорошо переносят, и ядерное оружие». Так что вопрос о причинах их исчезновения в Саратовской области остаётся открытым».
Жители Перми связывают тотальную эмиграцию прусаков с началом ввоза в Пермь элементов ядерных ракет и уничтожением их на стендах Кировского завода. Специалисты развенчивают и эту версию: ракеты в Пермь привозят уже давно, и прежде это никак не отражалось на тараканьей популяции. Кроме того, как уже не раз говорилось, тараканы практически нечувствительны к радиации и очень быстро приспосабливаются к химии.
Прусаки пережили даже динозавров
Давайте уточним ещё один момент: тараканы вообще самые живучие существа на Земле. Появились они, когда динозавров ещё в помине не было. Триста миллионов лет назад среди мхов и гниющих деревьев копошилось множество «прапра» наших соседей по кухне и ванной, очень похожих на нынешних. Не случайно они «на всю оставшуюся жизнь» сохранили любовь к теплу и высокой влажности. Приобретённые за сотни миллионов лет интуиция, живучесть и умственные способности тараканов поражают: они прекрасно запоминают окружающую обстановку, находят удобные убежища и передвигаются по определённым, безопасным для них маршрутам. «Стасики» поддаются дрессировке не хуже кошек, тараканьи бега — яркое тому подтверждение. Кроме того, главная сила прусаков — в их уникальной способности размножаться в любых условиях. Даже при отсутствии пищи самка за год способна «настряпать» несколько сотен тысяч отпрысков. До сих пор человечество не изобрело однозначно действенных способов уничтожения этих насекомых. Против тараканов бессильно даже ядерное оружие.
При этом не исключено, что один из секретов их выживаемости заключается в особом даре предвидения — умении вовремя сматывать удочки в преддверии катастроф. Все синантропные (живущие рядом с человеком) насекомые и животные являются так называемыми танатобайтами — предвестниками смерти. Энтомологи отмечают, что тараканы обладают, например, повышенной сейсмической чувствительностью и могут предвидеть землетрясение. Недавно взволнованных отсутствием тараканов жителей Владивостока счёл нужным успокоить сам ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов: «Есть две возможные причины данной аномалии. Сотрудники Биолого-почвенного института ДВО РАН связывают ситуацию с продаваемыми во Владивостоке чрезвычайно эффективными китайскими порошками и гелями против тараканов. По версии Центра дезинфекции и дезинсекции, «усатые» селятся лишь в хорошо и, главное, бесперебойно отапливаемых домах. А ведь Дальний Восток уже несколько лет сотрясают энергетические ататататататы».
Во всём виновата мобильная связь
И всё же нельзя не заметить, что в среде учёных и рядовых граждан нет единства мнений о причинах столь масштабного явления.
А ведь оно захватило не только Россию. Почти полностью «обестараканел» Казахстан, то же самое наблюдается и в Белоруссии. Но ежели отбросить апокалипсические настроения, то уход тараканов наиболее вероятно связан (совпадает по времени и размаху) с распространением в СНГ высокочастотной мобильной связи. Кстати, схожий локальный прецедент наблюдался в Воронеже несколько лет назад, когда там на одном из заводов запустили производственную линию. Неуловимый гул от стекловаренных печей практически в одночасье свёл с ума жителей нескольких домов на соседних улицах. У людей начались головные боли, скачки артериального давления и нервные срывы. И тут же в неизвестном направлении ушли тараканы и рыжие домовые муравьи. Теперь люди заметили, что «усатые» пропали, как только в округе появились GSM-ретрансляторы сотовой связи.
Так ли это, трудно сказать. Бесспорно одно: свято место пусто не бывает. На смену тараканам приходит зверёк ещё более гадкий — клоп постельный кусачий. Именно он занимает освободившуюся экологическую нишу. Екатеринбургские и челябинские дезинсекторы сообщают, что количество клопов в квартирах горожан уже увеличилось на 60% и неуклонно продолжает расти.