Бизнес на доверчивых На сайтах «ВКонтакте» и Facebook появилась новая мода: вирусная рассылка лживых историй. Выглядит это так: кто-то сочиняет что-то скандальное или душещипательное и вывешивает у себя на страничке, сопроводив призывом «Прошу перепоста». Многие откликаются. Буквально на днях социальные сети облетели две такие странные новости. В одной рассказывалось о преступниках, которые орудуют в метро. Мол, под видом полицейских они хватают честных граждан, обвиняют их в карманной краже, выводят на платформу, а там «договариваются». Пассажир при этом расстается с деньгами, мобильным телефоном и прочими ценностями. Мы проверили – ни в метрополитене, ни в правоохранительных органах о такой банде не слыхали.
Вторая история – о несчастном котенке, попавшем под машину. Якобы он так пострадал, что смотреть на него без ужаса нельзя. Но главное — он жив. Мы нашли его хозяйку, позвонили. Несчастная женщина лишь прокричала:
- Отстаньте уже от меня! Нет у меня кошки! – и бросила трубку.
Когда фантазии описывают чью-то болезнь и внизу стоит номер счета для сбора пожертвований – тут все понятно: больше половины таких сообщений создаются мошенниками, жаждущими наживы. Но когда денег не просят – зачем? - На этом тоже делают деньги, — объяснил директор пиар-агенства Антон Вуйма. – Такие ложные сообщения пишутся от имени человека или группы. На их страничку заходят, подписываются на новости. Группа имеет цену, ее можно продать, если говорить о «ВКонтакте», то примерно за тысячу долларов. Либо в ней вывешивают скрытую или прямую рекламу и зарабатывают. Задача авторов таких сообщений – набрать подписчиков, тогда они могут продавать информационно-рекламные услуги. Это бизнес.
Соучастие в клевете Не так страшно, если лживые сообщения не затрагивают ничьих интересов. Но есть и такие, где персонажами являются конкретные люди – бизнесмены, актеры, чиновники, политики. Что им только не приписывается – непристойное поведение, взятки и прочие преступления. Конечно, далеко не все такие послания лживые, большинство, как ни печально – правда. Но и откровенные фантазии в последнее время встречаются все чаще. Во время выборов доставалось политикам – и из партии власти, и их противникам. Сейчас – все больше полицейским, сотрудникам всевозможных инспекций и чиновникам среднего звена. И, разумеется, деятелям оппозиции. - Это политическая борьба на местах, — предположил Антон Вуйма. – Госслужащие борются за кресла через пиар-ресурс. Из Интернета вышестоящие инстанции узнают, что тот или иной чиновник негодяй, люди его не любят – и его карьера замедляется, а у других растет.
Однако сейчас подобные вещи вытворять становится опасно: в июле Госдума вернула в Уголовный кодекс статьи о клевете. Раньше этот вопрос регулировал Гражданский кодекс, и оклеветанный подавал в суд, требуя компенсации. Но парламентарии сочли, что этого мало. Наказание, кстати, прописано серьезное: до пяти миллионов рублей штрафа. Плюс все та же компенсация морального вреда, что и прежде. В общем, дорогое удовольствие.
И самое неприятное – что под меч Фемиды могут попасть не только те, кто сочинил ложь, но и те, кто откликнулся на просьбу «Прошу перепоста».
- Безусловно, тот, кто пишет в Интернете что-то клеветническое, подпадает под статью о клевете, — рассказал адвокат Андрей Тындик. — И не важно делает он это у себя в блоге или на страничке в социальных сетях, потому что его сообщения обращены к неопределенной аудитории. Это в понятии «клевета» очень важно. С теми, кто репостит чужое сообщение, сложнее. Тут судебная практика еще не сложилась. Но я полагаю, что эти люди тоже будут отвечать. Подобная ситуация рассматривается в законе о СМИ, но там издание освобождается от ответственности, если приводит точную цитату и указывает источник информации. Такая поблажка связана со свободой слова и важной общественной ролью, которую играет пресса. Но блог или социальная сеть – не СМИ, и на них эта норма не распространяется. Я думаю, это правильно: прежде чем делать перепост чужого сообщения, убедись, что оно правдиво. Скажем в США за это могут дать семь лет тюрьмы – и тому, кто клевету написал, и тем, кто его перепостил.
|