Стоит мне увидеть даже каплю крови, у меня начинает кружиться голова, ноги подкашиваются, возникает ощущение, что я вот-вот упаду в обморок«, — признается 37-летний Сергей. Можно ли такую реакцию объяснить лишь повышенной чувствительностью? Сергей страдает гематофобией. Этот навязчивый страх крови занимает третье место после самых распространенных фобий — боязни животных и открытых пространств*. Его отличительная черта (как и других медицинских страхов — уколов, больниц…) — характерная физиологическая реакция: испугавшись, человек не испытывает потребности убежать и не впадает в панику, но у него перехватывает дыхание, резко понижается давление, отчего возникает риск потери сознания. «Большинство фобий связаны с самыми древними, архетипическими страхами человека, — рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян, — боязнью пустоты, темноты, высоты, открытого пространства… Но в основе всех этих страхов лежит один — страх смерти». С первобытных времен пугающие интуитивные ощущения предупреждают человека об опасности, грозящей его жизни. «Кровь, текущая в наших венах, — яркая метафора жизни. Как только защитный кожный покров нарушен, мы начинаем ее терять, и нам кажется, что вместе с ней нас покидают жизненные силы. Так кровь действительно становится своеобразным символом смерти. И это пугает», — объясняет Маргарита Жамкочьян. У женщин боязнь крови, возникающая при любом порезе кожи, нередко связана со страхами проникновения и насилия. «Пугающие сны, навязчивые фантазии — трудно разобраться самой, что вызывает эту тревогу, — объясняет Маргарита Жамкочьян. — Психоанализ позволяет понять страх крови, который испытывают многие женщины, не имеющие сексуального опыта». Но его ощущают не только они. Дело в том, что этот архетипический страх передается от поколения к поколению: кровь при первых менструациях и при потере девственности пугала и по-прежнему пугает многих женщин. Боязнь крови многие века приглушали культурные практики. Во время ритуалов или жертвоприношений (животных), охоты, боевых сражений люди через агрессию «выплескивали» свои страхи, в том числе и страх за свою жизнь. Наши современники утратили возможность открыто и регламентированно выражать негативные эмоции. Кроме того, на нас давит сильнейшее социальное табу на проявление агрессии, внушаемое нам с раннего детства. Мы просто отвыкли от вида крови, и потому еще она может нас пугать.
Что делать?
Напрягите мышцы. Гематофобия сопровождается понижением кровяного давления, поэтому, если вы чувствуете, что вам сейчас станет дурно, напрягите мышцы, подвигайте руками и ногами, чтобы стимулировать кровообращение. Взгляните в лицо «опасности». Кровь на вас, на других людях, по телевизору… Вообразите эти сцены: сначала те, с которыми вы справляетесь легче всего, потом те, которые вам перенести труднее. Например, можно начать со слова «кровь». Оно вас пугает? Напишите его на листе бумаги, произнесите вслух. Когда вы преодолеете этот страх, переходите к следующей сцене из вашего списка. Так постепенно вы приручите свой страх и перестанете принимать подобные ситуации слишком близко к сердцу. Наведите справки. Как и все страдающие фобиями люди, вы драматизируете ситуацию: вы всего лишь сдаете анализ, а вам кажется, что вы потеряете литр крови. Подробно расспросите врача или близких, как проходит процедура, это поможет вам освободиться от излишнего напряжения.
Найдена причина боязни крови?
Американские ученые из Университета Арканзаса попытались разобраться в причинах страха, который некоторые люди испытывают при виде крови или иглы шприца. В ходе исследования выяснилось, что корни этого страха — в далеком прошлом человека. Результаты исследования будут опубликованы в журнале, посвященном тревожным расстройствам Journal of Anxiety Disorders, в 2005 году. До сих пор ученые объясняли тот факт, что некоторые люди могут упасть в обморок при виде крови или шприца двумя причинами. Первая — прежний опыт. То есть те, кто уже однажды падал в обморок от перспективы получить укол, могут привычно повторить эту реакцию. Вторая — страх или отвращение вместе со страхом. Опросив 259 студентов в качестве испытуемых, исследователи выяснили, что до обморока доводит не столько страх, сколько отвращение. Как отмечает один из авторов исследования Банми Олатуньи, некоторым из опрошенных было бы неприятно смотреть на открытую рану — неприятно, но не страшно. В основе отвращения, как установили ученые, лежит, главным образом, рудиментарный страх гибели или повреждения тела, который испытывали еще далекие предки человека. По словам Олатуньи, страх людей перед иглой и видом крови может быть так силен, что они будут сознательно избегать медицинской помощи. Между тем фобии поддаются психотерапии легче, чем многие другие психологические проблемы.
|